Томас Фридман посмотрел кинофильм…
Откровение для ведущего журналиста США, обнаруженное им в Газе
Ендре Мозес*
Томас Фридман посмотрел документальный кинофильм. Этот ведущий журналист газеты «Нью-Йорк Таймс» и, до некоторой степени, всей либеральной журналистики Соединённых Штатов, написал в своей недавней статье, что этот кинофильм явился для него откровением. Он преподнёс ему очень важный урок по поводу Газы, израильтян и ещё одного препятствия на пути к миру: слепой ненависти палестинцев. Окажет ли это откровение какое-либо существенное влияние на Фридмана и на позицию и действия либеральных средств массовой информации?
В течение нескольких десятилетий Томас Фридман, журналист газеты «Нью-Йорк Таймс», занимал ведущие позиции среди тех, кто был убеждён, что еврейские поселения и живущие там поселенцы являются главным препятствием на пути к миру на Ближнем Востоке. Демонизация еврейских поселенцев как истока всего зла на Ближнем Востоке распространялась не только многими арабскими и большинством палестинских политиков, но также и некоторыми западными либералами, интеллектуалами, университетскими профессорами и другими, исходившими из своих собственных интересов и предпочтений.
И вот недавно Томас Фридман посмотрел фильм, который называется «Драгоценная жизнь». В этом фильме рассказывается о родившемся в Газе палестинском мальчике по имени Мухаммед, который страдал тяжёлой летальной болезнью. Этот мальчик был спасён благодаря чувству сострадания, проявленного неким израильтянином, деньгам, пожертвованным другим израильтянином, а также опыту и высокому профессионализму нескольких других израильтян, сотрудников больницы Тель-Хашомер в Тель-Авиве, где мальчику сделали пересадку костного мозга. И вот его мама, которую зовут Райда, отреагировала на происшедшее с её ребёнком тем, что высказала пожелание, чтобы «Мухаммед вырос и стал шахидом (бомбистом-самоубийцей), чтобы помочь освободить Иерусалим». (С полным текстом статьи Томаса Фридмана можно познакомиться по электронному адресу ‘Steal this movie').
Внезапно Томас Фридман понял, что столкновение культуры жизни с культурой смерти несёт в себе нечто чрезвычайно глубокое. «Что-то безнравственное носится в воздухе. - пишет он. - Это тенденция, как преднамеренная, так и неумышленная, поставить Израиль вне закона, превратить его в государство-парию, особенно после войны в Газе». Некоторые люди типа Оливера Стоуна, по словам Фридмана, произносят с этой целью «безумные вещи» - как если бы демонизация, этот идеологический фон для любых проявлений геноцида, является всего лишь «безумной вещью». Но, в конечном итоге, Фридман твёрдо осуждает подобные взгляды, он называет их «деструктивной критикой», и это следует рассматривать как весьма положительное изменение.
Впрочем, Фридман в своей статье всё ещё утверждает, что «израильские колониальные поселения … самоубийственны для Израиля». Ладно, допустим, что эти поселения могут быть легитимными или нет, но они определённо не самоубийственны, и уж никак не являются главным препятствием на пути к миру. Создаётся впечатление, что до Фридмана ещё не дошло, что если 1,5 миллиона арабов могут мирно жить в сегодняшнем Израиле в лучшем экономическом положении и обладая бóльшими правами, чем их арабские братья в любой из 22 арабских стран, то почему 300 тысяч евреев, которых он называет «поселенцами», не могут точно так же мирно жить среди палестинцев из личных или каких-либо иных побуждений, даже если допустить, что это может быть неразумно? Даже если эти районы будут принадлежать будущему палестинскому государству, почему это государство должно быть «свободно от евреев», или, если применить здесь более аутентичный термин, «юденрайн»?
Таким образом, главным препятствием на пути к миру являются не поселенцы, а индоктринация Райды, а также тех, кто вложил в умы «райд» эту кровожадную логику. Фридман начинает понимать и признавать существование, по крайней мере, этого препятствия. Другим крупным препятствием является неограниченное и не оговоренное никакими условиями финансирование Западом, предназначенное, через посредство UNRWA - самой щедрой организации ООН - целиком только беженцев Газы, число которых выросло за 60 лет от 250 тысяч фактических беженцев до нынешних 1,4 миллионов сыновей, внуков и правнуков тех беженцев. При таком финансировании нет ничего удивительного, что эта проблема не только не может быть решена, но и продолжает обостряться.
Сейчас должен начаться медленный и болезненный процесс преодоления этих и других препятствий на пути к миру. Вопрос заключается в том, повлияет ли происшедшее с Томасом Фридманом озарение на его взгляды и действия в дальнейшем. Смогут ли прежние взгляды самого Фридмана и его коллег, позволившие им заработать их сегодняшнюю репутацию, проглотить и переварить то, что они поняли сейчас? Нелёгкий процесс познания, начавшийся с этим недавним откровением, может привести к лучшему будущему через подлинный мирный процесс, основанный не на иллюзиях и на демонизации израильских поселенцев, а на той жёсткой реальности, которая обнаружилась сегодня.
Томас Фридман и его друзья могут внести большой вклад в такой подлинный мирный процесс, стоит им только по-настоящему захотеть.
*Эндре Мозес – основатель и председатель Take-A-Pen (http://www.takeapen.org/) – международной добровольной организации и вебсайта, говорящей правду об Израиле и борющейся против его демонизации на 18 языках.
Оригинал статьи на английском опубликован на сайте http://www.takeapen.org/ 13 августа 2010 г.
Перевод Эдуарда Маркова, сооснователя организации Take-A-Pen.
Август 2010 г.
|